ФНС России Приказом от 27.08.2026 № ЕД-1-3/628@ подправила форму декларации по налогу на прибыль, порядок ее заполнения и формат подачи. Основные изменения обусловлены тем, что с начала будущего года организациям больше не придется представлять декларации по месту нахождения обособок (в частности, уточнены правила заполнения раздела 1 и приложения № 5 листа 02). Подробности новации – в Информации ФНС РФ от 19.05.2026. Контролеры сообщили: с 1 января 2027-го, благодаря Федеральному закону от 28.11.2025 № 425-ФЗ, отменяется «прибыльная» отчетность по обособленным подразделениям. Вместо отчетов по месту нахождения каждой обособки станут сдавать единую декларацию. Делать это предстоит головной компании.
В единой декларации будут консолидированы показатели деятельности всех подразделений в виде отдельных листов, где фигурируют строки с начислением налога по конкретным ОП (группе обособок) в субъектах РФ. У бизнеса есть время, чтобы перенастроить учетные системы и подготовиться к грядущему году.
Ревизоры отметили, что нововведение снизит количество представляемых деклараций более чем на один миллион. За счет этого сократится количество контрольных процедур и санкций, связанных с нарушениями по обособкам.
Приказ № ЕД-1-3/628@ внес и некоторые другие изменения. В частности, в штрихкоды, содержание титульного листа, лист 05.1 для операций с цифровой валютой и в порядок отражения информации при реорганизации компании.
Все нововведения применяют с подачи декларации за первый отчетный период 2027 года.
А в Информации от 30.09.2026 ФНС РФ дала подсказки для текущего момента. В рамках «прибыльной» декларационной кампании по итогам 9 месяцев нынешнего года чиновники обратили внимание на необходимость корректного заполнения отчета. Так, заполняя лист 02, по реквизиту «Признак налогоплательщика (код)» нужно правильно проставлять код с учетом применяемой налоговой льготы. Их перечень приведен в верхней части листа. Например:
— код 01 указывают те, кто не относится к категориям, для которых предусмотрены специальные коды;
— код 02 – сельскохозяйственные товаропроизводители;
— код 03 – резиденты особых экономических зон;
— код 17 – организации, занятые в сфере информационных технологий, и др.
Неверный выбор кода признака налогоплательщика может привести к некорректному отражению в декларации сведений о льготе и необходимости последующего уточнения отчетности, предостерегли фискалы.
Напомним, что «прибыльную» декларацию по итогам девяти месяцев представляют не позднее 26.10.2026.
В заключение вернемся к теме ОП и вспомним недавнюю полезную Информацию ФНС от 11 сентября: фирмы, ведущие деятельность через обособленные подразделения, теперь могут не только выбрать налоговый орган для постановки на учет по месту нахождения одного из них, но и отказаться от выбранного. Это распространяется на обособки:
— в одном муниципальном образовании;
— в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе;
— на территориях, подведомственных разным налоговым органам.
При поступлении уведомления с отказом от выбранной инспекции ОП ставят на учет в инспекции по адресу места его нахождения. Этот документ подают аналогично уведомлению о выборе: лично или через представителя, по почте заказным письмом, в электронной форме по ТКС либо через личный кабинет налогоплательщика. Российские организации направляют его в инспекцию по месту нахождения, а иностранные – в выбранную.


